Previous Entry Поделиться Next Entry
Моисей vs Будда. Кто прав?
Мiнскi Гаон
minski_gaon



Посчастливилось лично пообщаться с Ильей Дворкиным. И он мне рассказал потрясающую вещь.

В иудаизме есть интересное доказательство бытия Б-га: "Есть тот, кто в нахождении находок себя проявляет". Вот хочу я найти миллион долларов, а Он этого не хочет. Вот я их и не нахожу. А в один прекрасный день у меня все получается. Как специально. И не ждешь вроде. А вокруг чудесный день и встречаются исключительно замечательные люди. И все хорошо.

В нахождении от меня мало что зависит, даже если я осознанно ищу. Так вот, во всех моих находках проявляется Воля Того, кто подводит меня к находкам. Находки не зависят от меня. Они зависят от Него. Это мысль Ильи. Но за ней стоит особая модальная логика. Сейчас я это покажу...

В буддизме находок в чистом виде нет. Все мои встречи с предметами и людьми детерминированы кармой и иными дхармами. Иными словами, случайных находок, в которых бы проявилась Его Воля, не бывает. И, значит, по буддизму, Б-га как Творца неба и земли не существует. Есть только мои дхармы в кармическом потоке. И Будда -- тот, кто постигает истинную природу дхарм и ему открывается весь мир, в котором нет места случайностям -- находок для Будды не может быть в принципе.

Разница в понимании находок в иудаизме и буддизме сводится к двум разным системам модальной логики. В иудаизме допускаются случайные события, но эти случайные события распределятся по Воле Творца. В буддизме случайных событий самих по себе нет, поэтому Творец не нужен.

А для Вас существуют находки или нет?



  • 1
Нет, Нагарджуна родился в Кашмире во 2 в н.э., но жил в греческой Таксиле (столица тогда Кушанской империи). И был хорошо знаком с логикой греков.

В трактате "Ишвара-картритва-ниракритир-вишнор-эка-картритва-ниракарана" он выказывает знание модальной логики стоиков и говорит, о том, что случайного не бывает, только необходимое-- все как у стоиков

Ну, вообще-то, Нагарджуна автор Мадхъямакарики, и я не думаю, что он отрицал существование срединного пути.
Что до трактата про Ишвару, так это только аргументы против иччхантиков и не более того. Кроме того, что такое необходимое при отсутствии Ишвары?

  • 1
?

Log in