Previous Entry Поделиться Next Entry
О революции 7 ноября 1917
Мiнскi Гаон
minski_gaon



По сути я нонконформист, не люблю толп и демонстраций, в армии не служил, ненавижу военных и хаки, ненавижу парады. Расскажу о своем месте в революции.

Я закончил университет в Петербурге. Читал Маркса и Адама Смита. Самодержавие вызывало во мне дикое раздражение. Эти парады православных с хоругвями и портретами Николая казались мне дном отупения. Поэтому сами собой завязались политические знакомства. Ближе мне были, конечно, кадеты -- моя университетская среда, но они слишком слащавые, правильные. Так что среди знакомых было много и эсеров. Мне нравилось зайти с ними в трактир, солидно посидеть и обсудить неизбежный террор как единственное средство борьбы с кровавым режимом царя, нарисовать в голове проекты будущего государства. Со временем я стал писать острые политические статьи, под псевдонимом, конечно. В них я изобличал режим и пророчествовал о скорой революции.



И революция наступила, февральская. На демонстрации я, естественно, не ходил. К трибунам не рвался. Но идею реформ страны горячо поддержал. Мне все эти люди во Временном правительстве казались глупыми и неуклюжими, но мне льстило, что меня пригласили советником по ряду вопросов. С эсерами я контактов не рвал и иногда посещал их закрытые мероприятия.

И вот пришел день событий 7 ноября. О подлинном характере событий я узнал от ряда близких знакомых. Я понял, что хаос неизбежен и принял моментальное решение об эмиграции. Снял все сбережения, перевел их в фунты и доллары, и тихо уехал, особо ни с кем не прощаясь. Через несколько месяцев я осел в тихом швейцарском городишке, где в местом университете стал читать лекции по трансцендентальной философии, логике и экономике. События в России, тем не менее, меня живо интересовали и я выписывал все возможные газеты, чтобы отслеживать всю последнюю информацию. Со временем, после начала гражданской войны, я не смог оставаться безучастным и стал писать статьи по России для европейских изданий. Старался давать объективную хронику со сторонними оценками всех участников событий. В равной мере мне там никто не нравился.



После окончания Гражданской войны я много лестного стал писать о Новой России и даже хотел посетить ее. Мне удалось получить визу с группой европейских журналистов для визита в СССР. Меня кидало в восторг от разительных перемен, масштабного строительства, но вот эти люди в кожаных куртках и гимнастерках кругом, встречи с ними в ведомствах, разрешения и отчеты о пребывании, вызывали во мне сильное отвращение. Так что я почти сразу вернулся в тихий швейцарский городишко, без тени сомнения о правильности в выборе эмиграции несколько лет назад.

Потом в Европе стали писать о сталинских репрессиях. Я понимал, что это жопа, которая была неизбежна, и что это абсолютная правда. И дно будет только хуже и хуже. Но в своих комментариях в прессе и в своей аналитике оправдывал ситуацию как мог. Потом мне пришло официальное приглашение еще раз посетить Советский Союз. Я подумал, что это полный бред, ехать в эту страну я точно не хочу. По советским газетам, жизнь мне там казалась дном отупения. Но после этого приглашения писать об СССР я перестал...

У Максима Горького есть замечательная неоконченная книга "Жизнь Клима Самгина" с блестящей позднесоветской экранизацией. Герой там -- типичный нонконформист, но прописан он с ненавистью к нему и без понимания его логики. А на самом деле, Клим уехал бы из страны сразу после событий 7 ноября. По тем же причинам, почему приемный отец доктора Живаго со своим семейством уехал из страны при первой же возможности.

А Вы можете сделать проекцию своего места в 1917?

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Не хотелось бы вас огорчать, но 7 ноября 1917 года никакой революции не было. Даже переворота, и того не случилось. Всё это имело место двумя неделями раньше.

так объясните белорусам и россиянам, почему они празднуют 7 ноября, а не 25 октября

А зачем объяснять? Россияне и белорусы (по крайней мере те, кто учил историю в школе) знают, что в 1918 году произошёл переход с юлианского на григорианский календарь, отчего даты скакнули вперёд на 14 дней. Поэтому годовщины революции отмечаются 7 ноября, но, когда она происходила, в Питере была ночь с 25 на 26 октября. И современник должен упоминать именно эту дату.

Всем насрать на вашу эрудицию

Гм, забавное совпадение. Сегодня просматривал книжку Вячеслава Пьецуха
«Искусство существования». Фрагмент оттуда:

«– Слыхали: Пичужкин умер?

– Это еще что за птица?

– Да был такой диссидент, который тридцать лет боролся с советской властью и, нужно отдать ему должное, победил. Кристальной души был человек и бесстрашный, как бегемот. Вообще замечательные у нас попадаются мужики: тридцать лет этот мученик писал разные воззвания, восемь раз выходил протестовать к Лефортовскому узилищу, долго мыкался по психушкам и лагерям, одну почку потерял, с семьей расплевался – все ради торжества священных гражданских прав! И вот когда в стране кончились макароны, начались веерные отключения электричества, пошла стрельба по городам и весям, как на войне, словом, когда этот мученик насмотрелся на плоды своих героических усилий, он поехал с лекциями в Соединенные Штаты, и был таков. Там ему, кстати, вставили новую почку как пострадавшему в борьбе за реальный капитализм.»

> в тихом швейцарском городишке, где в местом университете стал читать лекции по трансцендентальной философии, логике и экономике

Всё-таки два фантастических допущения на один рассказ - это перебор (а 10 - киберпанк)

Аномальная способность угадывать, к чему какая революция приведёт и вовремя снимать деньги (кстати, раздобыть валюту в 1916 - это нетривиальная задача) - ну ладно, допустим (хотя даже "Стохастический человек" из романа Сильверберга этого не умел, а его наставник - умел и именно поэтому влачил существование самое жалкое).

Но эмигранту из советской России устроится ординарным профессором в швейцарский университет - это просто ненаучная фантастика. Есть ли хоть один, кому это удалось? Устраивались либо по политической линии (как Ильин), либо начинали в провинциальных американских университетах и карабкались благодаря незаурядным талантам (как Питирим Сорокин) . Либо просто водили такси и торговали сигаретами вразнос.

  • 1
?

Log in