Previous Entry Поделиться Next Entry
Хинду право в Индии
Мiнскi Гаон
minski_gaon


Верещагин, расстрел сипаев, 1884, местонахождение картины не известно.

Формирование хинду нации (индусов как нации) позднее -- со второй половины ХХ в. И в этом формировании их как нации им очень помогли британцы. Британцы, с развитой правовой системой, столкнулись в Индии с интересным фактом. Со времен Моголов в Индии была система права, основанная на шариате, но работающей системы права, основанной на хинду традициях (индуизме) не было. Судить индуистов по британскому праву или шариату -- множить конфликты и социальное напряжение между разными общинами. И был найден интересный компромисс -- было сформировано при помощи британцев хинду право с формализованным судопроизводством, нормами и правилами судебного процесса. В Индии во многих фильмах показывают индийские суды и даже по фильмам видно, что много британских правил и ритуалов. Индусы гордятся своей судебной системой. А знаете почему? Именно хинду право сделало их единой нацией.

Получается, что британцы, которые помогли разработать эффективную систему хинду права, помогли, в конечном итоге, сформировать Индию как нацию.

Можно предложить интересный социологический анализ -- образ хинду права в индийских фильмах. Начнем с недавнего фильма -- тамильского блокбастера, очень популярного фильма для индусов. Тут он с английскими субтитрами:



"Naan Kadavul", Director Bala 2016. Здесь правда вырезано сцен минут на 10, которые европейцы совсем не поймут.

Скажу сразу, фильм способен нанести тяжелую психическую травму. Фильм о Б-ге (Б-же упаси). Кратко сюжет.

Отец семейства по совету астролога выбрасывает сына на улицу -- оставляет его в храме в совсем маленьком возрасте. Через многие годы астролог разрешает сына все же разыскать. Он его разыскивает. А сын уже стал агхори -- разновидность йогов-юродивых, плотно сидящих на гашише. Они не работают, вне всех социальных норм, только курят гашиш и медитируют. Отцу лидер общины агхори разрешает забрать домой сына, чтобы то мог повидать мать. Сын считает себя живым Б-гом (Б-же упаси). Он посылает мать куда подальше и уходит в местный храм медитировать и курить гашиш.

А тем временем показывают разные воплощения Б-га -- всяких уродцев, калек, горбунов, которые нарядившись в одежды б-гов просят милостыню у храма. Они живут общиной. Их полностью контролирует какой-то пандит -- он их содержит в своем подвале, поит и кормит, но все деньги с милостыни забирает себе. Потом к этому пандиту приходит пандит из другой местности, который контролирует там своих уродцев-попрошаек у местного храма, и обменивает 10 молодых калек с выкрученными ногами, искаженными лицами, горбами на одного калеку, с мега страшным лицом. Они их между собой называют "товаром" (items).

В общине уродцев-богов, в подвале со всеми живет молодая девушка, слепая. Ради красивой истории ее решают выдать замуж за человека с мега чудовищным лицом. Другие калеки ее предупреждают (она у храма просит милостыню) и она бежит к "б-гу" -- тому самому курящему гашиш агхори. Он спит пьяный. Она его не может разбудить. Там ее настигают преследователи -- второй неместный пандит и его телохранители. Они ненароком будят "Б-га" и тот их убивает, забив до смерти на глазах сотни сведетелей.

Агхори арестовывают. Полиция боится его допрашивать -- он ведь "б-г". Но все же отправляет дело в суд. В суде не знают, как его судить -- "б-г" выше закона. И его отпускают даже без решения суда.

Узнав о случившемся, первый пандит, который контролирует уродцев при местном храме, сильно избивает слепую девушку. После этого он идет посмотреть, как иные просят милостыню при храме. Там как раз после очередной дозы гашиша местный "б-г" смотрит на этого пандита и понимает, что тот ему совсем не нравится. И он и его забивает палкой до смерти на глазах сотни свидетелей. Но на этот раз его даже не арестовывают.

Вся избитая слепая девушка снова пробирается к "б-гу" с просьбой о спасении. "Б-г" слышит ее мольбы и говорит, что он избавляет ее от всех последующих перерождений и перерезает ей горло. Потом сжигает ее тело. И это все на глазах десятка свидетелей, которые молятся при виде данного чуда. После спасения девушки агхори уходит из местного храма и возвращается к своей общине гашишитов-агхори.

Это не трэш. Это индийский фильм 2016 года о "Б-ге". Это их понимание "Б-га". Для нас, конечно, дико. И вот здесь интересна роль хинду права. Этого права просто нет. Вот так понималось право до британцев. Это традиционное понимание закона в индуизме. Есть касты, есть группы, которые привилегированы. И они выше человеческого суда.

Есть еще один фильм, которые способен пролить свет на предмет хинду права. Это комедия "Oh My God (OMG)". В русском переводе есть здесь.

История там такая. Один атеист зарабатывает на продаже индуистских статуэток. Зарабатывает очень неплохо. Но однажды для прикола говорит, что вот он такой атеист и если есть Б-г, то пусть он его накажет. И... Происходит землетрясение и весь магазин атеиста стирается с земли. Все! Бизнеса больше нет. Он разорен. Он решает тогда судиться с Б-гом. И падает иск в хинду суд против Б-га. А в качестве ответчиков приглашает лидеров разных ашрамов и выставляет им всем нехилый иск. Между делом к атеисту приходит живой Кришна и спасает атеиста от разгневанных толп, которых сам факт иска против Б-га оскорбляет. Фильм заканчивается хорошо. Это комедия. Европейцам не очень понятная. Потому что это такой стёб над хинду правом и хинду судами. Кришна все же выше этого.

Анализ индийских блокбастеров с целью реконструкции их отношения к хинду праву -- классный контент-анализ, который способен пролить на многое свет. Помните, как в фильме "Бродяга" (1951) с помощью мимансы судья выводит, что сын вора всегда вор, а сын благородного всегда благороден? Ведь несмотря ни на что судья оказался прав.

Хинду право иное, но оно было создано поздно и не без помощи британцев. Это и сформировало, в итоге, индийскую нацию...


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account